Министр образования в своей речи на августовском совещании работников образования отметил, что "старый стандарт позволял ученику освоить только 2 из 6 уровней познания. Новый стандарт позволит постигнуть оставшиеся 4. Ученики смогут применять, анализировать, синтезировать и оценивать." О каких 4 оставшихся и вообще о каких 6 уровнях познания идет речь? В помощь тем ученикам и родителям, которые хотят разобраться в этих вопросах, написана эта статья и представлена таблица.
Таксономия уровней познания Бенджамина Блума
Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Цель обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.
Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.
И, хотя эта мысль не нова, на каждом новом этапе развития общества она вновь выходит на первый план.
Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый Бенджамин Блум наиболее интересное открытие сделал в результате интервью с известными музыкантами, математиками, пловцами-олимпийцами. Оно заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно. Блум писал: “Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение "гений себя проявит независимо от обстоятельств” не нашло подтверждения в данном конкретном исследовании”.
Блум обследовал выдающихся людей и на основе данных, полученных в результате этой работы, он описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов.
Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа была “Таксономия уровней познания Бенджамина Блума”. Определение понятия таксономии в 1968 г. предложил американский ученый Плаумен: “Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями”.
В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования “Таксономии целей обучения” в работе учителя. Эти ученые утверждают, что при составлении учебного плана учителям следует наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в познавательной сфере. Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план. Блум и его коллеги считают, что таксономия может оказать значительно помощь в определении целей, что в конечном итоге облегчает планирование учебного процесса и способствует выработке методики и процедур оценки.
Короче говоря, таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач. Выдвинутые Блумом идеи и методы подробно изложены им в руководстве “Таксономия целей обучения”.
В этой работе имеется 6 основных уровней познания: знание, понимание, применении, анализ, синтез и оценки. Эти разделы отражают иерархический порядок различных целей обучения.