Рекомендовано Министерством Образования и Науки Республики Казахстан Казахстанский прорывной проект «Образовательный технопарк» Руководитель проекта - к.п.н. Вассерман Федор Яковлевич, консультант Фонда Образования Нурсултана Назарбаева, сертифицированный менеджер по качеству СМК ISO 9001 Научный руководитель проекта - д.п.н. профессор Жайтапова Алтынай Альбековна консультант РИПК СО
Технолог-постановщик для школ с казахским языком обучения педагог-психолог Тургунбаев Кайрат Тасболтаевич сертифицированный менеджер по качеству СМК ISO 9001
В государственной программе «Казахстан - 2030» указано, что повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики. Для этого необходима последовательная модернизация и обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Для достижения этой цели необходимо добиться качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Роста качества образования на 1% создает условия для роста благосостояния граждан в 1,5%
Идея проекта 98% качества зависит от менеджмента Цель проекта. Разработка опыта и создание условий для внедрения эффективной системы управления качеством в массовую общеобразовательную школу на основе требований TQM (Total Quality Management – Всеобщего Управления Качеством) и СМК ISO 9001.
Задача проекта. Создание научно-практического центра менеджмента качества «Образовательный технопарк» для работы в системе общего среднего образования Республики Казахстан в условиях перехода к 12 летней школе. Привлечение партнеров для совместной реализации проекта.
Базовая научная идея «Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе», автор к.п.н. Вассерман Ф.Я. Тема научно-обоснована защитой диссертации в НАО им. Ы.Алтынсарина
Масштаб реализации проекта Общеобразовательные школы Республики Казахстан и международного сообщества
Партнеры проекта • Фонд Образования Нурсултана Назарбаева • Компания «Майкрософт» • Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования • ИПК, городские и областные управления образованием Актюбинской, Карагандинской, Северо-западной и Южно-казахстанской областей
Школы - участники проекта на 2011-2012 учебный год.
Актюбинская область. • Роль в технопарке: практическое внедрение и разработка стандартов • г.Актобе сш №1,3,16,26, Кызылжар, гимназия №51 • г.Шалкар сш №8
Карагандинская область • Роль в технопарке: практическое внедрение • г.Темиртау сш №31 • г.Шахтинск сш №12 • г.Сатпаев сш № 1,2,4,14,16 • г.Балхаш сш № 7, 10,лицей №2, интернат №2
ЮКО – вхождение в проект • г.Туркестан сш № 17,9,15,4.
ЗКО – вхождение в проект • г.Уральск сш № 17,19, 35, 34
Восcтребованность в общеобразовательных массовых школах. (данные опроса руководителей образования, директоров школ, преподавателей, родителей): - пакет заказов на внедрение технологии в настоящее время включает в себя заявки на участие более 100 школ РК - эффективная система управления - работа и оценивание каждого ученика на каждом уроке - высокая прочность знаний учащихся - эффективная воспитательная и развивающая система: охвачены все учащихся школы - построение комфортной воспитательной среды, снижение уровня негативных факторов (тревожность, агрессия, насилие, опоздание, различные правонарушения) - профессиональный рост преподавателей - разработанное до уровня стандартов содержание основных учебных предметов - отказ от поурочного планирования - профильная профессиональная подготовка учащихся в области широкого спектра менеджмента и конкурентоспособных направлений бизнеса - плановые показатели качества и конкретные результаты на выходе - создание условий для подготовки учащихся к стабильной высокой сдаче ЕНТ и ПГК Полученные результаты 1. По результатам экспертизы проект был презентован в МОН РК. На основании этого проект рекомендован к внедрению в школах Казахстана. (письмо № 02-05/1296 от 30.09.10 прилагается ниже) 2. Всего, с 2002 года по настоящее время, в проекте приняло участие около 200 школ, Обучено более десяти тысяч преподавателей 3. Установлено, что появилась возможность для планирования качества. Так, при достижении планового технологического показателя 63%, школьный показатель качества знаний вырастет до 300% от нулевого показателя. 4. Показано на практике, что ежегодный прирост качества знаний в школах внедряющих технологию уже в период обучения составляет: 10-12% за учебный год или 3-4% за одну учебную четверть (пятерки). Данный показатель составляет всего 0.5% от технологического норматива) 5. Разработано дифференцированное учебное содержание по всем основным предметам с 1 по 11 класс. На этой основе разработаны стандарты содержания «учитель-ученики» (стандарт учителя содержит задания с ответами, стандарты учащихся без ответов) 6. Качество воспитания учащихся превысило показатели советской школы по целому ряду показателей и предполагает еще более высокие достижения при соблюдении технологических требований 7. Высокие показатели развития мышления учащихся не имеют аналогов в современном образовании. 9. Активно проводится организация региональных центров подготовки и переподготовки кадров для обучения специалистов образования и преподавателей школ в области менеджмента качеством 10 Проведены областные семинары по передаче опыта внедрения в Карагандинской и Актюбинской областях. 28 октября 2011 в г.Актобе намечен плановый республиканский семинар по технологии 11. Выпушены методические пособия, учебные фильмы, разработан и внедрен электронный документооборот 12. Разработано и внедрено электронное управление процессом на базе сайта, который позволяет решать следующие задачи: - создание единого информационного пространства (базы данных, объявления, форумы) - обработка поступающей информации в расчетных единицах качества по четырем процессам (управление, воспитание, обучение, развитие) - диспетчерская он-лайн служба сопровождения школ во процессе внедрения и применения технологии - локальная система управления качеством «городской методический отдел - школы модуля»
Технологический эффект Гарантируется воспроизводимость требуемых результатов во всех общеобразовательных школах без ограничения на двух языках (казахский, русский) при соблюдении следующего правила: насколько процентов выполняются технологические требования, настолько процентов повышается качество. Аксиома: технология дает результат не тем, кто ее знает, а тем, кто ее освоил и научился применять.