Все развивающие методики нацелены на пробуждение и развитие в ребенке интеллектуальных способностей, навыков. А вот по приучению к труду нет методики, есть только советы, которые помогут родителям понять, что же побуждает ребенка к полезной работе и стимулирует желание трудиться. Относительно возраста следует ориентироваться на 3-5 лет - в это время уже можно поручать ребенку отдельные виды работ по дому. И тут есть несколько секретов. Во-первых, любое действие должно вызывать радость. Метод "из-под палки" - не годится: он действует противоположно желаемому эффекту и, скорее, вызывает отторжение. Любая работа в радость, когда она приносит удовлетворение. Вот и дети получают удовольствие от выполняемых действий, но при условии, что им хочется этим заниматься. Например, мама кашеварит на кухне, а дочке так хочется принять участие. В такой ситуации возможны 2 варианта. В первом случае, мама выдворяет дитя со своей законной территории со словами: "Иди лучше телевизор посмотри" (при этом в мыслях имеет в виду, что так она управится гораздо быстрее, нежели ребенок будет мешаться "под ногами", да еще и испачкается - придется умывать, одежду - стирать, к чему такая возня). На первый взгляд, так поступить проще. Но надо быть немного дальновиднее: чем может обернуться данный подход в последующем? Погубленная на корню тяга к труду, обернется в будущем тем, что подросшее чадо даже слышать не захочет о любой домашней работе, хоть вы ругайтесь - хоть нет. В другом варианте этой ситуации, мать дает дочке кусочек теста или капусты (чтобы вошло в кулачок) - пусть ребенок проявляет творчество и участвует в процессе. Если вместе лепили пельмени, то можно еще и сварить продукт совместного творчества. Зато сколько будет восторга. Ребенок убедится, что он и сам может что-то сделать. Если вы доверили малышу "помыть" пол, пусть небольшую площадь для начала, обязательно похвалите, даже если в результате будет не очень чисто, как если бы вы делали это сами. Важно закрепить отношение. Ни в коем случае нельзя переделывать работу на глазах у ребенка, так вы просто перечеркнете и его чистые побуждения, и результат. Ведь на первых порах важно стремление, а за качество будете бороться позже, объясняя и показывая своему чаду, как будет лучше (т.е. требования к качеству выполняемой работы следует поднимать постепенно). В своих стремлениях приучить ребенка к труду избегайте навязывания. Предложите что-то на выбор: подмести, убрать игрушки, в то время, как вы занимаетесь собой, например, думаете, как придать форму ногтям. Пусть ваш маленький помощник обнаружит свои предпочтения в труде. Если не знаете с чего начать трудовое воспитание - начните с детских игрушек (наиболее частый вариант). Предложите малышу вечером прибрать все игрушки. Для начала проделайте это вместе с ним (показательность имеет свои плюсы). Вообще, идеальный вариант - выстроить весь процесс в форме игры. Объясните ребенку, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Пусть он сам найдет места для машинки, домика, мишки. В следующий раз предложите сделать это самому. Скажите, что он уже знает что и как нужно делать, и ему вполне под силу справиться с задачей самостоятельно. После каждого выполнения задания - хвалите ребенка, чтобы у него закрепилось осознание того, что он вполне может сделать все сам, без посторонней помощи.